Как определить грузинский дом и правда про «Миллион алых роз»

Кажется, что название старинного трактира на выезде из Тбилиси «Не уезжай, голубчик мой», очаровавшее еще художника Нико Пиросмани, слышишь здесь повсюду.

Кстати, в истории про «Миллион алых роз», которые влюбленный художник преподнес гастролировавшей здесь французской артистке, была не только царица садов. Из девяти повозок, окруживших дом певицы, охапками выгружали прямо на мостовую все цветущее изобилие Кавказа – позднюю иранскую сирень, веронику, лилии, пионы, акации, боярышник, маки, анемоны, жимолость, бегонии…

Большей теплоты и гостеприимства по отношению к туристам, чем в Грузии, вообразить невозможно. Войны, землетрясения, смена режимов – печальная составляющая бэкграунда любого местного жителя – на космической широте его души (боже, как нас принимали на солнечных виноградниках Шато Мухрани!) никак не отразились. И прислонившись к золотистым глыбам песчаника у памятника мирового наследия – монастыря Джвари (первая половина VII века), вознесшегося над древней Мцхетой, возраст которой более двух тысяч лет, – ощущаешь это физически. В этот момент понимаешь и Пушкина, и Грибоедова, и Лермонтова, и Есенина, впервые приехавшего на Кавказ, как и наши отпускники, осенью. У двухэтажного тифлисско-тбилисского особнячка, где поэт снимал жилье, по-прежнему растет (и мы это оценили) сахарный темно-синий виноград.

«Скажите, а если не знать, где ты оказался, какой предмет интерьера выдаст именно грузинский дом?» – интересуюсь я у нашего гида Марики. «Предмет?!» – переспрашивает она и объясняет, что когда двери открыты (большинство домов тут действительно никогда не запирают на ключ), а на пороге встречают словами «Добро пожаловать», то вы в Грузии!

Ну а если, просыпаясь, вы слышите, как волны шелестят о разноцветную морскую гальку, а солнечные лучи пробиваются даже через плотные занавеси гостиничного номера, значит, вы в Батуми! Курорт, который никогда не забудет Юля Мажарова из Череповца. С детства боясь высоты, она, распугав своим криком стаи дельфинов, все-таки поднялась на парашюте над Черным морем. А москвичка Даша Калинина проделала то же самое, но ничуть не испугалась. Лена Гранкина из Тольятти, Ирина Орджоникидзе из Москвы, Оля Задоенко из Кемерово и сибиряк Женя Сурин, освоившие на многокилометровой набережной все виды здешнего экологического транспорта, а также Валерий Евстигнеев из Омска, повторивший на пару с Таней Триголосовой из Волгограда знаменитый эпизод из фильма «Любовь и голуби», снимавшийся на батумском пляже 34 года назад, будут помнить этот прекрасный город. А если вы захотите узнать, что сказали нашим победителям Нани Брегвадзе и Тамара Гвердцители, чем восхитил их фантастический Михаил Барышников (на его тбилисское выступление попала Юля Корнеева из Кургана), сколько дней готовится правильное сациви и что подумали уличные музыканты, глядя на искрометную профессиональную лезгинку, которую выдавала петербурженка Лариса Сидорова, включите канал «Россия 1». Солнечное настроение на этом «Прямом эфире» я вам гарантирую!

Добавить коментарий