Режиссер, окончательно ломающий все табу, снял смерть одного из умирающих пациентов хосписа для нового документального кино
Один из самых пугающих кадров- момент смерти человека- был снят режиссером Стивеном Иствудом для его нового документального фильма. Картина призвана показать последние дни пациентов хосписа, познакомить зрителя с настоящей драмой человеческой жизни.
Фильм «Остров» снимался в течение 12 месяцев между 2015 и 2016 годами в Хосписе Эрла Маунтбеттена, в Ньюпорте на острове Уайт.. В трейлере к картине рассказывается о жизни четырех людей, испытывающих очень схожие переживания — эти люди чувствуют приближающийся конец собственной жизни.
Картина вызвала неоднозначные оценки публики из-за показа семиминутной сцены последних моментов жизни Алана Харди- отставного менеджера Северного автобусного депо.
В одной из сцен мужчина появляется с сигаретой лежа на своей больничной койке, вывезенной на улицу. Его смерть пришлась на начало фильма.
В своем рассказе Би-би-си Стивен рассказывает: «Алан непрерывно курил, так словно ему было 16 лет, он курил везде, например, в здании хосписа с медсестрой, поджигающей ему сигареты. Стоит добавить, что мистер Харди умер от болезни, совершенно не связанной с, казалось бы, ожидаемой онкологией курильшиков… Это и есть часть паллиативного лечения- помощь кому-то в прикуривали сигарет, пока они не умирают»
Большинство кадров в фильме снято таким образом, словно камера по пятам следует за неизлечимо больными пациентами, рассказывая их особенную историю. Одна из наиболее выделяющихся сцен- момент смерти и его последующий показ были спровоцированы просьбами самих зрителей.
Уже позже из общего количества мнений и критических замечаний появилось разочарование — аудитория будто жаждала чего-то большего. Несмотря на порой даже резкую критику, большая часть людей признались, что сцена была умиротворяющей и драматической одновременно.
В фильме также показаны последние дни еще 3-х человек: Мэри, Роя и Джейми, все из которых жили в одном хосписе.
Мэри также снималась в последние дни для документального фильма
Джейми было уже за 40, когда он стал жертвой четвертой стадии рака желудка. По словам Стивена, смерть Джереми расстроила его больше всего.
«Молодой отец с большой любовью к своей дочери» — таким должны запомнить его зрители.
Сам Иствуд делиться своим взглядом следующим образом: «Одна из самых интересных деталей- это то, что в фильме нет непосредственной картинки смерти. Вы не сможете увидеть само умирание. Мне кажется подобный подход способен увлечь зрителя на каком-то совершенно другом уровне. Особенными эту картину сделало то, что она вызывает обсуждение самого факта демонстрации момента смерти. Но поверьте мне, даже я не знаю когда этот момент настал: я пересматривал отснятое снова и снова. В тот момент, когда мягкое сопение и человеческое дыхание просто перестало прослушиваться — шел уже 38 час беспрерывной работы камеры. Именно тогда можно было почувствовать еле уловимый разрыв, столь обсуждаемый и критикуемый публикой сейчас».
«Я смог ясно увидеть заботливое отношение к мужчине и его смерти: Алана, как и других пациентов, постоянно поддерживали и старались как можно безболезненнее провести каждый новый день. Его смерть была на столько хорошей, на сколько можно было бы просить», — говорит режиссер.
Камера также засняла моменты после смерти пациента, когда медсестры подходят к телу Алана и расчесывают его волосы.
Идея о подобном кино появилась у Иствуда в тот момент, когда тот начал работать волонтером в своем местном хосписе в Ист-Лондоне. Именно тогда на глаза Стивену попало размещенное галереей объявление о подаче заявок на тему конца жизни.
Позже Стив сказал: «Я понял, что фильмов о конце жизни не так много. Я просто подумал, что это так странно: в современном мире существует множество очень плохих описаний чего-то столь же естественного, как смерть, того, что происходит на каждой улице. В истории изобразительного искусства так много изображений смертных. Разве не интересно, то, что сам факт смерти выпал из допустимого пространства искусства и его понимания в целом.»
Еще несколько событий в жизни режиссера натолкнули его на столь глубокий анализ, казалось бы, простого и естественного момента человеческой жизни. За несколько недель до съемки «Острова» Иствуд пережил сразу две тяжелые утраты — бабушки своих детей, и его ближайшего друга, обе смерти пришлись на один период, с разницей в несколько недель.
Большинство пациентов хосписа были очень заинтересованы работой Иствуда над фильмом, но сам режиссер сказал, что ему изо всех сил хотелось получить больше кадров работы медсестер. По мнению Стивена роль хосписов в современном мире практически не заметна, причиной тому служит стигма вокруг смертельной болезни и смерти как таковой. Одной из задач, поставленных перед собой — стало желание донести до зрителя идею того, что смерть может быть менее пугающей, чем мы привыкли о ней думать.
После одного из первых показов фильма многие зрители лично подходили к режиссеру и признавались в том, что картина помогла им почувствовать себя менее напуганными перед неизвестностью. Сам Иствуд также признал, что многим людям стало гораздо проще избавить себя от каждодневного страха смерти, в то время, как роль таких организаций, как хоспис, значительно возрастает в глазах общества.